Возврат к началу

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
УПРАВЫ ЮЖНОПОРТОВОГО РАЙОНА


Симоновский вал. До 1922 года называлась Симонов Камер-Коллежский вал. Улица, проходящая на месте сооруженного в 1742 году таможенного Камер-Коллежского вала, от Спасской к Симоновской заставе. Вал же был назван по имени местного мужского Симонова монастыря, основанного в 1370 году на земле боярина С.В. Ховрина (инока Симона) племянником и учеником Сергия Радонежского – Федором Ростовским.


История и современность

«Симоновский» – прежде Симонов, по имени инока Симона, боярина С.В.Ховрина. Здесь, на его земле Федор Ростовский, племянник и ученик Сергея Радонежского, основал монастырь для мужчин. Валом же называлась невысокая земляная насыпь над стеной вбитых в землю деревянных столбов.

Симонов монастырь-крепость был построен в 1370 г. для защиты столицы от набегов кочевников с юга. От Симонова монастыря пошло название Симонова слобода.

XVI столетие – время бурного образования ремесленных слобод в Москве. Именно тогда с юго-востока от Крутицкого подворья, там, где сейчас пролегли улицы Симоновский вал и Крутицкие переулки (вплоть до современной улицы Мельникова), расселились «черные люди» (пахари), служилые и монастырские ремесленники: сапожники, воротники, квасовары, плотники, кузнецы. Они охотно здесь обосновывались, ибо было выгодно: приписанным к слободе снижались налоги, уменьшались повинности. Вместе с ремеслами люди развивали свое хозяйство, и к XVII веку хозяйских дворов стало так много, что слободу прозвали Коровьей.

«Симонов был местом встречи «порченых» и «бесноватых». Их свозили со всех концов России в Москву: среди них попадали черные – кавказские, и раскосые – сибирские, и желтые – китайские… В Симоновом и в будний день, как на праздник; на недостаток богомольцев нельзя было пожаловаться», – писал писатель А.Ремизов. В то время это была одна из самых чистых местностей при въезде в столицу. Ремесленники проложили здесь прямые улицы, замостили их деревянными плахами, положенными на бревна, и устроили деревянные набережные (для этого толстые бревна тесно вбивали вертикально в берег).

Валами ограждались значительные, густонаселенные окраины Москвы в 1731 году. На главных дорогах стояли заставы, где осматривали возы, проверяя, не ввозится ли в город спиртное. В 1742 г. такой вал протяженностью 35 верст с 16 заставами был построен вокруг города Камер-Коллегией. Одной из застав стала Симоновская, которая располагалась за нынешним Симоновским валом ближе к реке Москве. В наше время от этой заставы не осталось и следа. Вал этот москвичи стали называть Камер-Коллежским, а улицу – Симоновский Камер-Коллежский вал.

При Николае I рядом с Симоновским валом разместился жандармский корпус графа Бенкендорфа. Здесь, в Крутицком подворье, возникла политическая тюрьма. Позже сюда пришли военные, обосновали Алешинские казармы.

Тут и сейчас размещается штаб и гауптвахта Московского гарнизона. На проезжую часть улицы выходил глухой, высокий забор. За ним – главное здание гарнизона, 4-этажный кирпичный дом с зарешеченными окнами. На расстоянии 5-6 метров от забора были проложены рельсы трамвайных путей. По ним с 5 часов утра до часу ночи грохотали трамвайные вагоны. Во время реконструкции улицы в 80-х годах трамвайные пути перенесли в восточном направлении, а забор Алешинских казарм – в западном, так, что восточная стена главного здания стала составной частью забора. В результате проезжая часть была расширена больше чем вдвое.

Начало улицы оборудовано подземным переходом, удобным для инвалидов, переходящих трассу к ортопедическому центру на Динамовской улице. В начале улицы, в глубине, за домом №3 по Крутицкой улице, стоит общеобразовательная школа №469, построенная в 1936 г. С первых дней Великой Отечественной войны здесь был организован призывной пункт. Старожилы, ветераны войны помнят, как шли сюда добровольцами записываться на войну. Адрес теперешней школы: Симоновский вал, дом 3.

Школа №624, конец 30-х гг. Сейчас ВСШ №66

За ним следует дом №7, корпуса 1 и 2. Это 9-этажные кирпичные здания из пяти подъездов, построенные по типовому проекту 60-х годов. Следующий – дом №9. Впереди, между ними стоит дом №7А – новое здание из красного кирпича современного вида – владение Люблинской линии Московского метрополитена. На его месте при строительстве метропровода от Курского вокзала до Марьино долгое время возвышался «террикон» песка, поднятого из-под земли. А когда в здешних домах еще было печное отопление в местных домах, здесь размещался довольно большой дровяной склад, снабжавший топливом жителей района. Здесь же существовал участок, на котором вели заготовку березовых чурбачков для автомобилей с древесными газогенераторами. Эти автомашины заправлялись чурбачками, как бензином, и продолжали свой путь.

Два 9-этажных панельных дома №11/31, корпус 1 и №11/31, корпус 2 объединены пристройкой на 1-м этаже. В ней размещался магазин «Мебель». В прежние, застойные времена здесь торговали мебелью, в основном импортными гарнитурами по предварительной записи, которые продавали в кредит. Запасешься справкой с места работы о зарплате, встанешь (запишешься) в очередь и ждешь открытки с сообщением о дне поступления мебельного набора. В очереди приходилось стоять даже не месяцами, а годами. В дни завоза мебели к концу месяца, квартала, года, когда «горел» план, суетливые покупатели хлопотали возле автомашин, перевозящих мебель. Предприимчивые обитатели тесных комнат вели живой обмен гарнитурных предметов на удобные для их жилищ, торопились использовать свои справки с места работы, позволявшие приобрести товар в кредит в месячный срок.

Улицу пересекает Симоновская ветвь Московско-Казанской железной дороги. Она соединяет станции «Перово», «Симоново», «Лизино» с предприятиями, расположенными поблизости. Протяженность 8 верст 390 сажен. Была открыта 1 сентября 1894 года.

Симоновский переезд – железнодорожный переезд Симоновской железной ветви через Симоновский вал. Ветка была построена для перевозки цистерн с нефтепродуктами от нефтебазы «Нобель» к станции «Кожухово».

Такие же блочные девятиэтажные дома №13, корпус 1 и №13, корпус 2 объединены двухэтажным строением. Первый этаж когда-то был занят магазином молочных продуктов. На втором этаже размещалось кафе-мороженое «Сенеж».

Дом №15А построен в начале 80-х из стекла в металлических переплетах. 2-этажное здание – модерн, сугубо для салона-парикмахерской. Опытные мастера-парикмахеры выполняли здесь модные женские и мужские прически. Теперь, когда услуги парикмахеров возросли в цене, очереди к ним поубавились, пришлось невостребованные помещения сдавать в аренду. И теперь здесь магазин «Кухни», «Автозапчасти» и прочие.

Симоновский вал сегодня

Дом №15 – 9-этажный кирпичный, постройки конца пятидесятых, жилой. Первый этаж почти полностью принадлежал магазину «Овощи-фрукты». Здесь можно было приобрести и некоторые мясные продукты. Особенной популярностью пользовались свиные ножки для холодца. Стоили они недорого и всегда продавались свежие.

Дома №17, корпуса 1 и 2 – 9-этажные, тоже постройки конца пятидесятых. Такой же и дом №19. Дальше вдоль улицы следуют корпуса городской больницы №13.

В настоящее время улица Симоновский вал является пограничной между Даниловским и Южнопортовым районами. Наша – левая сторона.

>Жилые дома №10, 12, 14 – 9-этажные кирпичные здания типового проекта шестидесятых годов.

Когда-то территория, занятая домом №16, принадлежала железнодорожному ведомству и пустовала до конца 80-х годов прошлого столетия. Предприимчивые жители соседних домов не могли равнодушно смотреть на пустующую землю и использовали ее под огороды, дававшие приличные урожаи картофеля. Но московская земля слишком дорога для такого назначения, и ее отдали строителям. Они завезли сюда технику, стройматериалы и возвели в довольно короткий срок 14-этажное красивое здание по самому современному проекту. После 22-этажного нового здания ЦНИИТМАШа этот 14-этажный дом – самый высокий в здешней округе. Это башня сложной конфигурации с балконами-лоджиями закругленной и прямоугольной формы.

В домах №20, 24 первые этажи заняты торговыми организациями – так было предусмотрено проектом при их создании. Большинство домов на этой улице были построены в 60-70-х годах прошлого столетия силами ремонтно-строительного треста Пролетарского района.

Вправо от улицы Симоновский вал уходит Динамовская улица, названная по имени Русского акционерного Электрического общества «Динамо».

Следующая улица, Арбатецкая, носит название старинной слободы Арбатец. Эта короткая, длиной около 100 м, улица, ведущая от Симоновского вала к бывшему Крутицкому монастырю – все, что осталось от некогда обширной слободы. Наша Арбатецкая улица – из одного семейства с Арбатом и с теперешним Дурасовским переулком, расположенным в районе Покровского бульвара (прежнее его название – Малый Арбат). Название маленькой Арбатецкой улицы родилось на Востоке. Оно может означать «гостиницу, постоялый двор на большой дороге», «арбад» – множественное число арабского слова рабад (пригород, предместье), «арба» – телега, Арбат – сокращенное от Горбат – холмистая извилистая местность.

Материал опубликован в газете «Наш район Южнопортовый» №1 (171), 2004 г.