Возврат к началу

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
УПРАВЫ ЮЖНОПОРТОВОГО РАЙОНА


1-я Дубровская улица. Расположена от Крестьянской заставы до Новоостаповской улицы. Включила в себя в начальной части бывший 2-й Шикаловский переулок. Названа по имени деревни Дубровки, в которой первоначально находилась.


История и современность

Сегодня трудно себе представить, что когда-то здесь было любимое место охоты московских князей. Птицы и звери в изобилии обитали на соседнем Сукином болоте и в густых зеленых дубравах, а рядом находилась старинная деревня Дубровка. Она была формально внесена в территорию города Москвы 23 мая 1917 года, а окончательно оформлена как микрорайон столицы 4 октября 1923 года. Именем этой деревни и названа 1-Дубровская улица, которая тянется от Крестьянской (Спасской) заставы до Новоостаповской улицы.

В IV-XV вв. Дубровка принадлежала Крутицкому архиерейскому подворью, расположенному в современных Алешинских (бывших Крутицких) казармах. В 1774 году, после отчуждения в казну монастырских и церковных имений, Дубровка стала деревней казенных крестьян, занимавшихся главным образом хлебопашеством.

В 1790 году здесь была городская «выгонная земля», взятая из дач деревни Дубровки. «Земля песчаная, хлеб средственный, частью отрабатывается (земля) деревни Дубровка ведомства Коллегии экономии крестьянами, а частью лежит впусте», – говорит документ того времени.

При постройке в 1886 году городских боен Городская дума купила у крестьян деревни Дубровки 218,5 га земли, на которой были расположены корпуса боен и устроены поля орошения. Остальная же часть болота в начале XX века была отведена под свалку мусора: сюда из города специальными обозами, а позднее трамваями доставляли мусор, отходы промышленных предприятий, распределяли их по поверхности свалки. За несколько десятков лет эти отходы настолько укрепили почву болота, что уже перед первой мировой войной оно было распланировано под строительные кварталы с сетью улиц и переулков; но до Октябрьской революции здесь ничего не строилось.

В 1903-1908 годах болото пересекла Окружная железная дорога со станцией Угрешская. Приблизительно в это же время ветка Московско-Казанской железной дороги, проведенная к бойням еще в 1880-х годах, была продлена к западу, к нефтескладам «Ока» и «Нобель» на берегу Москвы-реки, а в 1915 г. от нее было проложено ответвление к заводу «АМО» (ныне АМО ЗИЛ) со станцией «Лизино» в конце.

Название станции «Лизино» связано с находившимся здесь прудом – тем самым, в котором, согласно Н.М.Карамзину, утопилась главная героиня повести «Бедная Лиза». Пруд находился приблизительно на месте современной площади перед станцией метро «Автозаводская». В советское время он был засыпан, а с ним исчезло и старое название этой площади – Лизина.

Первая железнодорожная ветка проходила по южной границе деревни Дубровки, Ново-Симоновской слободки, и слободке Арбатец. Вторая шла с восточной стороны и параллельно Симоновскому валу. Эти ветки были соединены и с Окружной железной дорогой и являлись как бы границами болота.

В конце 20-х годов на распланированной дубровенской земле был построен жилой поселок для работников новых промышленных предприятий – 1-го ГПЗ, химзавода №93 и других. Теперь это дома №1, 2, 2а, 2б, 3, 4, 4а, 4б, 5, 6, 6а, 6б, 8. В доме 5а размещалась школа.

Жилые дома строились по одному проекту и назывались стандартными. Пятиэтажные кирпичные здания с водопроводом, канализацией, сначала с печным, позже с централизованным отоплением, с балконами, кухнями с печками, а позже газовыми плитами, были мечтой каждого жителя рабочего района. Позже свободные площади и территории вокруг поселка застраивались по плану реконструкции города 1935 года, затем 1950-го. Так появились Новодубровская, Дубровская 2-я и 3-я улицы, Новодубровский, Дубровский переулок, Дубровские переулки с 1-го по 5-й, Дубровский проезд, Дубровское шоссе. Все они в свое время были переименованы. От прежних названий остались лишь 1-я и 2-я Дубровские улицы.

В новые дома вселялись в основном молодые люди, для которых подняться на 5-й этаж не составляло труда. Со временем возрастной состав жителей поселка изменился – стало много пожилых людей. Для облегчения их жизни в некоторых домах были достроены лифтовые шахты.

Более чем за 70 лет своего существования дома, естественно, постарели, износились. Но сносить их скореее всего не будут: они признаны памятниками советского градостроительства конца 20-х годов и подлежат реконструкции. Некоторых домов перестройка уже коснулась.

До начала пятидесятых годов Дубровский поселок оставался обособленным и не подвергался застройке. В 1949 году на углу теперешней Шарикоподшипниковской улицы началось строительство нового 7-этажного дома для работников Московского шинного завода. Возводили дом военнопленные строители. Этот дом, №18, и завершает 1-ю Дубровскую улицу. В то время он был самым высоким зданием – 7-этажным и самым богатым по архитектуре и внутреннему устройству. Дом строился до отмены «архитектурных излишеств в жилом домостроении», потому стоит на прочном, надежном фундаменте, облицованном камнем, фасад украшен пилястрами, декоративной лепкой в центре, шестью трехгранными полулоджиями с 1-го по 4-й этаж. Высота комнат здесь более 3 метров. В начале 60-х к дому пристроено 9-этажное, более современное, с меньшими убранствами здание. В нем высота этажей меньше 3 метров, и весь дом мало отличается по высоте от своего семиэтажного сопредельного соседа-аборигена.

В 1955 году на улице построено здание 79-й специальной общеобразовательной средней школы, теперь это школа №1274. Одна из лучших школ района знаменита своим литературным музеем поэтов-фронтовиков и музеем В.В.Маяковского, имя которого носит школа. Бессменным руководителем школы со дня ее основания является педагог и поэт С.Р.Богуславский.

Рядом со школой, за бетонным забором, стоит пятиэтажное здание дома №16а. Это вспомогательный учебный корпус Московского государственного технического университета МАМИ.

Довольно широкий овраг железнодорожного пути под 1-й Дубровской не давал покоя местным автолюбителям. В середине 80-х годов кто-то из предприимчивых изобретателей разработал проект гаражей, подходящих для размещения в этом месте. Проект был одобрен местными властями и в короткое время воплощен в жизнь.

На свободной территории от 1-й Дубровской улицы до Волгоградского проспекта в 60-х годах был построен 9-этажный дом №2б, к.1. На его первом этаже разместились ателье пошива одежды, ювелирный магазин, приемный пункт прачечной, мастерская по ремонту обуви. Затем такой же дом №2/2 принял в свои стены сотрудников иностранных посольств. На левой стороне улицы выстроен 17-этажный жилой корпус с пристройкой – дом 1/3 и такой же дом 1/2 – современные высотки 90-х годов.

1-я Дубровская улица сегодня На территории, занятой домами 13, 13а, до конца тридцатых годов прошлого столетия располагались конюшни лошадей-тяжеловозов, обеспечивавших гужевые перевозки по городу. Лет тридцать потом это место было пустынным, заросшим дикими травами.

Дом 13 – жилой, 8-этажный, из красного кирпича, построен в пятидесятые годы. Позади него размещаются здания шинного завода. На одном из них, 5-этажном, блочном красуются крупные вывески «Отдел кадров». Здания завода теснятся к дому, и совсем мало места остается для двора. Но даже на этой тесной площадке день и ночь присутствуют большегрузные автомашины, чем явно недовольны жители дома. Само АО «Московский шинный завод» размещается по адресу: 1-я Дубровская улица, дом 13а. На улицу выходит его основное двухэтажное здание из стекла и железобетона.

5-этажное здание дома №10 постройки начала шестидесятых давно славится своей булочной-кондитерской, где всегда в большом ассортименте продаются свежие изделия фабрики «Красный Октябрь». Дом расположен вдоль 1-й Дубровской улицы, торцом почти упирается в овраг, по которому проложена железнодорожная ветка. Над ней проложен путепровод. Этот путепровод был построен вслед за Шарикоподшипниковским. Раньше он представлял собой металлический мост, запомнившийся местным своим «режимом работы». Его дважды в день пересекали заключенные. Они квартировали на восточной стороне железной дороги, трудились на западной, кажется, на нефтескладах, на месте теперешнего стадиона «Торпедо». Утром из своих бараков они шли на работу, к вечеру возвращались «домой». Шли вдоль железнодорожного полотна длинным отрядом под конвоем. Перед мостом выставлялся усиленный конвой – вооруженные карабинами солдаты с овчарками по обе стороны. Пешеходам и транспорту приходилось ждать минут пятнадцать, пока отряд не прошествует и конвоиры не освободят путь.

Где-то недалеко от нынешнего ДК ГПЗ-1 стояла спичечная фабрика, на которой тоже трудились заключенные. Однажды году в 1948 на фабрике случился пожар, и некоторым заключенным удалось бежать. Вскоре после этого лагерь заключенных ликвидировали.

В конце 50-х годов в стране вспыхнула страшная эпидемия полиомиелита. Тогда-то на 1-й Дубровской улице, в доме 15, и был создан Научно-исследовательский институт вирусных препаратов с небольшим заводом бактерийных препаратов, где изготовили более 43 миллионов доз вакцины. В результате болезнь была побеждена. В этом НИИ созданы все вирусные вакцины в нашей стране.

Материал опубликован в газете «Наш район Южнопортовый» №9 (155), 2003 г.