Возврат к началу

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
УПРАВЫ ЮЖНОПОРТОВОГО РАЙОНА


Сайкина улица. До 1928 года имела название Живинская улица. Это часть магистрали на участке Велозаводская улица – Нагатинский мост, от Сайкинского путепровода до проспекта Андропова. Переименована в память Петра Дмитриевича Сайкина (1905 – 1927) – пограничника, геройски погибшего в схватке с диверсантами при защите границы СССР в Азербайджане. До службы в армии он жил на этой улице. П.Д. Сайкин – родственник В.Т. Сайкина, бывшего одним из руководителей ЗИЛа и Председателем Моссовета с 1986 по 1990 год.


История и современность

В 1923 году, когда деревни Дубровка и Кожухово стали собственностью Москвы, эта улица называлась Живинской по имени прежнего домовладельца Живинского. Начиналась она над полотном Окружной железной дороги, кончалась на крутом берегу реки Москвы.

Среди не очень многочисленных обитателей этой улицы жил здесь и Петр Дмитриевич Сайкин, родившийся в 1905 году. В двадцать лет, как и многие его сверстники, был призван на срочную службу в Красную Армию. Служил пограничником в Азербайджане. В 1927 году в неравном бою с нарушителями границы СССР Сайкин геройски погиб. В 1928 году он был увековечен в названии улицы.

Улица Сайкина в 50-е годы С ее новым названием начались ее бесчисленные преобразования: чего только она ни видела. С началом строительства Южного порта в конце улицы разместились бараки его строителей. Позже здесь обосновались складские постройки. Но основная часть улицы была застроена деревянными избами с русскими печами и голландками, с сараями и огородами. В сараях-хлевах хозяева держали кое-какую живность.

Навоз от нее позволял получать неплохие урожаи ранней весенней зелени. Даже еще в пятидесятых годах западная сторона улицы представляла собой маленькую деревню – у каждого дома свой двор и ровные ухоженные огородные грядки, очень похожие на разработанные земельные угодья Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Их темные, очень похожие на черноземные, полосы под первыми лучами весеннего солнца очень быстро освобождались от снега. Проходило совсем немного времени, казалось несколько дней, и там пробивалась слабая бледная зелень. А еще через какой-то, опять же небольшой промежуток времени она с каждым днем крепла, набирала силы, густела, ветвилась и чуть ли не в конце апреля появлялась на прилавках колхозного рынка. Когда-то он размещался на улице Ленинская слобода, с 1971 года – в конце Велозаводской улицы носит ее название.

Невелика была его территория, со всех сторон теснимая жилыми домами, но трав и овощей продавалось здесь великое множество: от кислого щавеля и редиски до картофеля, свеклы и капусты. С ближайших огородов Нагатино, Царицыно, Люблино поступала сюда свежая зелень, выбранная с грядок ранним утром. Парное мясо, молочные изделия – чего только здесь ни было и по ценам, приемлемым для всех слоев населения. Впрочем, особенного расслоения советских людей то время не знало...

Активность преобразования улицы поутихла во время Отечественной войны и в первые послевоенные годы – столица залечивала раны. Улица снова начала преображаться по единому двадцатипятилетнему плану реконструкции Москвы (1950 – 1975 г.). В его реализации непосредственное участие принимают творческие мастерские Моспроекта-1. Осуществление разработанного им проекта началось с 50-го года. Тогда на левой стороне улицы стали строиться пятиэтажные дома из серого кирпича – общежития. В них заселились рабочие Автозавода им. Сталина. Улица расширилась, приняла городской вид. Высокий «дом-излучина» № 1/2 над полотном железной дороги с балконами и верхним архитектурным ансамблем украсил начало улицы. Позже этот дом отнесли к «постройке с излишествами».

Потом деревянные избы с правой стороны сменились двенадцатиэтажными блочными «коробками». В одном из них разместился первый в районе комиссионный магазин со своими постоянными очередями людей, сдающих на комиссию товары. Теперь там – магазин «Спорт-маркет», и в выходные дни, особенно зимой, рядом с ним идет оживленная торговля спортинвентарем, преимущественно горнолыжным, а в последнее время и роликовыми коньками. В другой поместились сбербанк и почтовое отделение Ж-193, переехавшее сюда из тесного помещения дома №17 кор.1 по 5-й Кожуховской улице.

На месте теперешнего дома №6 размещался Механический завод. Теперь трудно установить его ведомственную принадлежность. Но специализация завода диктовалась потребностями населения. Здесь изготавливали и навесные замки, и спортивные коньки «гаги», металлические конструкции для складских помещений и детские кроватки, а позже коляски. Действующее здесь технологическое оборудование вносило незначительное изменение в экологию нашего микрорайона по сравнению с ближайшими соседями – гигантами индустрии. Поэтому его ликвидация, проводившаяся очень тихо и совсем недолго, осталась почти незамеченной. О существовании завода сейчас мало кто и вспомнит. Заводская территория какое-то время пустовала. Земля отдыхала от беспокойного производства с его металлообрабатывающими станками, штамповочными прессами, маневренными электрокарами и индустриальными маслами. По прошествии нормативно положенного времени почти полуметровый слой замасленной земли был вывезен на свалку. Котлован углублен под фундамент 16-этажного дома для работников Госбанка России.

В 1969 г. усилиями треста «Мосстрой» по проекту инженера А.Д. Драгуновой и архитектора К.Н. Яковлева река Москва потекла по новому руслу, спрямленному вдоль Нагатинской набережной. Над новым руслом повисла громада изящного могучего Нагатинского метромоста.

Улица Сайкина завершилась заглубленным проездом, проложенным под улицей Трофимова, над которым повис соединительный мост. От него начинается проспект им. Андропова, ведущий в Нагатино и дальше к Каширскому шоссе.

Раньше к месту, где теперь находится станция метрополитена «Коломенская», приходилось добираться на трамвае 47 минут. Маршрут №49 начинался со 2-й улицы Машиностроения, возле дома №40 Шарикоподшипниковской улицы. Продолжался по всей ее длине до Железнодорожного переезда (Симоновской железнодорожной ветви через Симоновский вал), по Симоновскому валу, мимо завода «Динамо», ТЭЦ, вдоль ЗИЛа, по Автозаводскому мосту, Симферопольскому шоссе, вдоль Нагатинской улицы. Был и еще маршрут – короткий – через реку катером от причала Южного порта. Но рейсов было немного – всего несколько в день для рабочих ЗИЛа и, естественно, только летом.

Теперь по улице Сайкина курсируют пять автобусных маршрутов, один троллейбусный, несколько маршрутов автолайнов. Всего 3-5 минут требуется им для проезда с улицы Сайкина до Нагатинской поймы.

В одноэтажном здании яркого синего цвета размещалось 52-е отделение милиции. Рядом находилась овощная база с засолочными цехами, где заготавливали квашеную капусту, соленые и маринованные огурцы и помидоры, хранили овощи и картофель. Хранилища были подземные, соленья размещались в деревянных бочках – холодильников в то время Кожухово не знало. Вся продукция базы реализовывалась в местных магазинах и на Велозаводском рынке. База снабжалась овощами, доставляемыми баржами в Южный порт.

Сайкинский путепровод – красавец железнодорожный мост соединил улицы Велозаводскую и Сайкина. Сооружен в 1966 году через Окружную железную дорогу по проекту инженера З.В. Фрейдина и архитектора К.П. Савельева. Прежний короткий и узкий металлический мост был огорожен бортовыми щитами из гофрированных стальных щитов. В ветреную погоду в таком «коридоре» гулял-свистел ветер, создававший шум и большие неудобства пешеходам. Этот мост был построен при сооружении Московско-Окружной железной дороги в начале 19-го века и предназначался в основном для гужевого транспорта.

Улица Сайкина сегодня Короткая улица Сайкина всего из 21 дома заключена теперь между двумя мостами. Она – часть автомагистрали «Москва – аэропорт Домодедово» с интенсивнейшим автотранспортным движением. Из-за него для пешеходов пришлось сооружать подземный переход длиной около 70 метров с пятью лестницами для входа и выхода.

Казалось бы, всего здесь вполне достаточно. Так нет же. Буквально на глазах, в считанные месяцы, здесь выстроены магазины автозапчастей, «Продукты», «Российский продукт», пятиэтажный дом-общежитие, догоняя ростом дома соседей, перестроен в красивый 7-этажный дом с современными благоустроенными квартирами. Рядом с ним выросло новое здание АТС. Наверное, не последнее...

С недавних пор эта улица, более 70 лет носящая имя героя-пограничника, и сама стала пограничной: вдоль нее, по белой разделительной полосе, проходит граница между Южнопортовым и Даниловским районами. Здесь же пролегает и еще одна граница – между Юго-Восточным и Южным округами.

Поистине название оказалось пророческим.

Материал опубликован в газете «Наш район Южнопортовый» №10 (108), 2001 г.