Возврат к началу

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
УПРАВЫ ЮЖНОПОРТОВОГО РАЙОНА


Южнопортовая улица. Возникла около 1940 года. Вела к Южному порту и до 1955 года называлась Портовым проездом, а с 1955 до 1968 год – 1-м Южнопортовым проездом. Является продолжением Шарикоподшипниковской улицы, от Шарикоподшипниковского путепровода к Южному порту.


История и современность

Старожилы помнят эту улицу, когда она еще не имела названия, а была безымянным проездом, соединяющим Кожухово с мостом через Московскую окружную железную дорогу. Тот старый мост несравним с величественным нынешним путепроводом. Но он обладал достаточной пропускной способностью для того времени. Для пешеходов служили два тротуара, возвышающихся на 35-40 см над проезжей частью. Ширина последней позволяла осуществлять двухстороннее движение трамваев и автотранспорта. С обеих сторон моста имелись ограждения, выполненные из стальных гофрированных листов, выкрашенных темно-серой краской.

По проезду перемещались многочисленные гужевые подводы, груженные городским мусором и отходами промышленных предприятий. Их ссыпали для осушения в Сукино болото. Здесь на долгие годы обосновалась городская свалка.

Столица строилась, увеличивалось количество отходов. Городская свалка расширялась, акватория болота сужалась, работы по его засыпке велись усиленными темпами. Еще в 1947 году в болоте водились рыба и большое число лягушек – символ чистой воды.

На том огромном болоте с его сложными тропами-лабиринтами мы, пацаны, познакомились с никому неизвестными тогда понятиями – бомж и рэкет. Слов таких тогда в обиходе не было, а вот людей нам встречать приходилось. Бывало, заходят нас несколько человек на свалку в поисках чего-нибудь интересного. Однажды набрели на отходы кондитерской фабрики. Набрали полные сумки сладостей. На обратном пути нас остановил угрожающего вида заросший абориген свалки, вооруженный чем-то острым. Велел выкладывать содержимое сумок. Из каждой отложил в свой баул добрую половину и, угрожая побоями, отпустил нас восвояси.

С увеличением количества городских отходов к гужевому транспорту прибавились грузовые автомобили «пятитонки». Высокая неуклюжая автомашина несла позади кабины два газогенератора – аппараты для термической переработки твердого топлива в горючий газ. В качестве топлива использовались отходы деревообработки – деревянные чурбачки. Они аккуратно складывались по высоте бортов кузова вдоль переднего борта в несколько рядов между корпусами газогенераторов. Корпус – пустотелый металлический цилиндр с топкой, поддувалом с дверцей и довольно высокой трубой. В топку по мере сжигания необходимо подбрасывать топливо. Для этого в кузове находился помощник водителя – истопник. В его обязанности входило и снабжение автомобиля хорошо просушенными, удобными для загрузки топки, высококалорийными чурбачками березы или дуба. Их приобретали на московских дровяных складах. Один существовал почти до семидесятых годов, находился на месте нынешней трансформаторной подстанции на улице Симоновский вал, дом №7. КПД двигателей тех пятитонок был невелик, посылать их на большие расстояния было рискованно: слишком много места в кузове занимало топливо. Но за неимением другого транспорта выбирать не приходилось. Позже, с увеличением городского автомобильного парка, для перевозки отходов стали использовать и хлопотливые трехтонные ЗИСы и маневренные газовские полуторки.

При производстве работ по строительству Южного порта проезд служил и для снабжения его стройматериалами и попутными грузами. Сюда от станции Угрешская Московской Окружной железной дороги была проложена ветка трамвайной линии. По ней ходили грузовые трамваи с открытыми платформами, перевозившие грузы самого различного назначения. Вниз, под горку, трамваи, даже тяжело груженные, катились легко, часто их водителям приходилось тормозить, бывало, трамваи сходили с рельсов и их долго ставили на место. Наверх трамваи, даже порожние, поднимались натруженно, нехотя.

С развитием Южного порта количество грузов увеличивалось. Пришлось расширять проезжую часть. Она долгое время оставалась грунтовой, потом, в 1908 г., была уложена крупным булыжником, при этом снова подверглась расширению. В 1938 г. улицу назвали Портовым проездом. Ликвидировав трамвайную линию, дорогу покрыли асфальтом и снова расширили проезжую часть. С 1955 г. улица стала называться Первым Южнопортовым проездом. В 1966 г. Шарикоподшипниковский путепровод соединил ее с одноименной улицей. В 1968 г. улицу переименовали в Южнопортовую.

В начале 90-х мэрия столицы решила связать центр Москвы с удаленными районами-новостройками Люблинской линией метрополитена. Под Южнопортовой улицей проектировалась подземная метротрасса. А на холмистом возвышении посреди улицы стояли мачты высоковольтной линии электропередач (ЛЭП). Правила техники безопасности категорически исключают установку подобных сооружений над подземными метростроевскими. Пришлось для этих мачт определить другие места, метров на 150 восточнее. Попутно была изменена трасса высоковольтной линии, и заодно заменены на новые провода и мачты. Они теперь установлены меньшего веса, с новыми сверхпрочными изящными изоляторами. При этом в очередной раз расширилась проезжая часть улицы, и сплошные белые полосы определили движение транспорта в шесть рядов – по три в каждую сторону.

На правой стороне проезда по плану ГОЭРЛО строилась районная трансформаторная подстанция. План был выполнен к 1931 году. Почти одновременно на левом углу нынешней проезжей части дороги возводились корпуса Химзавода. Для его администрации был выстроен трехэтажный, красного кирпича, жилой дом. Позже он оказался на углу 7-й Кожуховской и Южнопортовой улиц.

В 1955 году было закончено строительство теперешнего дома №18 в конце Портового проезда. Его построили немецкие военнопленные строители. Заказчик Моссовет вселил в новый благоустроенный дом москвичей других районов города, некоторые получили здесь отдельные квартиры. В доме открылись первое в Кожухове ателье по пошиву верхней одежды, столовая Ждановского треста столовых, тоже первая в нашем районе. Острая необходимость в открытии столовой появилась после открытия трех крупных организаций: Минуглепрома на 8-й Кожуховской улице, универмага на улице Трофимова и завода «Топаз». В этом пункте общественного питания 16 лет отработала моя мать Анна Григорьевна Брейтбарг. Она знала в лицо многих работников ближайших организаций, пользующихся услугами столовой. В ее архиве сохранилось меню одного дня.

Дома 14, 16 строились военнопленными строителями, в эксплуатацию вводились соответственно в 1953 и 1954 году. Пятиэтажные, угловые Г-образные, они выполнены по одному проекту, с тремя трехгранными полулоджиями по фасаду и красиво смотрятся с проезжей части улицы. Их внутренняя территория представляет собой уютный благоустроенный двор, в котором строители посадили тонкие прутики молодых саженцев. Они окрепли, выросли в могучие, широкоствольные деревья. В летние дни от их листвы уютно и прохладно.

В доме №16 размещался магазин «Продукты», который пришелся очень кстати работникам многих предприятий, расположенных напротив, в развивающейся промзоне вблизи Южного порта.

С легкой руки инженера завода «Топаз» Геннадия Михайловича Шмелева это торговое предприятие прозвали «Магазин на горке». Название прижилось, и теперь его носит магазин автозапчастей. Здесь же размещается магазин «Книжная лавка» и ЗАО «БИЭС». Эти дома построены Моссоветом и заселялись не только местными, но и жителями других районов города. Дом №12 выстроен стройцехом ГПЗ-1. В него переехали в основном жители Шарикоподшипниковской улицы, получив отдельные квартиры. Завершают улицу с северной стороны большие двенадцатиэтажки постройки конца 60-х. Они находятся в непосредственной близости от автозаправочной станции. К стене дома №8 примыкает трансформаторная подстанция.

Если правая сторона улицы – почти сплошь жилые здания, то на протяжении всей левой находятся промышленные предприятия. Первое – это упомянутый Химзавод, ныне АО «Синтез». Вдоль его западной стены протянулась территория частных автогаражей. В конце 50-х годов здесь поднялось многоэтажное здание КБ «Аметист», разрабатывающее технологии и конструкции судостроения (дом №3а). Оно построено рядом с государственным заводом (бывшим п/я 3364), который некоторое время назывался «Радуга», и уже много лет носит название «Топаз». Завод производит навигационное оборудование и ТНП (дом №3). 28 декабря 1995 года на улице открылась станция метрополитена Люблинской линии «Кожуховская». Вокруг нее появились многочисленные торговые павильоны по продаже самых разнообразных товаров.

Самое знаменитое торговое предприятие на улице в доме №22 – магазин «Автомобили», где продаются автомобили и автозапчасти. С его открытием район буквально преобразился. О его существовании узнали далеко за пределами города. Приезжали люди со всех концов страны, чтобы приобрести в частную собственность легковой автомобиль отечественной марки. Покупатели стояли в очереди по несколько дней, вынуждены были снимать квартиры у местных жителей. Здесь процветал теневой бизнес на базе комиссионного торга автомобилями.

Уходящая влево часть улицы продолжает свою, начатую четыре десятилетия назад, большую жизнь. Здесь множество предприятий и организаций промышленной зоны. Улица соединяется 3-м и 1-м Угрешским проездами с Волгоградским проспектом.

В мае 1952 г. началось строительство стадиона 1-го ГПЗ. С левой стороны Портового проезда, возле моста через Московскую Окружную железную дорогу, снесли все старые постройки, разровняли территорию для стадиона «Торпедо». Его футбольное поле с беговыми дорожками и волейбольными площадками – место соревнований футбольных, волейбольных, легкоатлетических команд. Зимой на поле заливался каток, где играла музыка, было светло от ламп прожекторов, и множество людей разного возраста катались на беговых и фигурных коньках.

Напротив стадиона совсем недавно выросли многоэтажные гаражи для легковых автомобилей. В 2003 г. закончилось строительство Кожуховско-Угрешского участка Третьего автомобильного кольца.